Елена_23 написал(а):Подскажите пожалуйста ,какие-то уроки или литературу.
С детства занималось с логопедом (до школы), вначале с одним, потом пошла в спец садик.
Тогда вроде как всё поставили, кроме разговорной Р, но чисто говорить я не стала.
В 18 лет, поставили недостающие зубы, и я не могла понять как с ними произносит "с" и "з", обратились к логопеду (тот что самый первый вёл меня).
И она была в шоке, говорила я горлом с, з, р, ш, щ, ж, ч (и вроде какие-то проблемы с "л"). "с" и "з" я освоила сразу, "р" так и не далась, шипящие как правильно произносить поняла ,но на практике не использую, потому что очень тяжело произносить, особено "ч" и "щ".
Собствеенно вопрос, могу или я самостоятельно без логопеда закрепить эти буквы, и какую книжку (может автора), посоветуете для самостоятельных уроков?
Елена, многое зависит от Вашего упорства и мотивации. Есть очень много вещей, которыми человек успешно может заниматься самостоятельно (утренняя зарядка, совершенствование иностранного языка, освоение фотошопа и пр.), но большинству легче делать это в рамках занятий с преподавателем т.к. так легче себя дисциплинировать.
Если правильные звукопроизносительные навыки сформированы, Вы можете выбрать для тренировки любую логопедическую подборку речевого материала на нужный звук, начать закрепление шипящих лучше со слогов, в которых трудный звук находится между гласными с хорошим "раскрытием горла" на втором гласном для облегчения правильного направления воздуха, мысленно можно представлять себе, что в горле "горячая картошка", нужно "хорошо раскрыть горло", чтобы не обжечься: ашА, эшЭ, ошО и пр. При ринолалии не рекомендуют произносить согласные протяжно, утрированно т.к. возрастает напряжение и усиливается утечка воздуха в нос. Особенно это относится к звонким согласным (/з/, /ж/), их произносят с утрированно расслабленной артикуляцией. Т.е. не делайте на согласных акцент, старайтесь произносить их кратко, ненапряжённо, естественно.
Самая трудная задача для Вас - ввести эти звуки в общение, не оставляя лишь предметом тренировок. Можно попробовать настроить себя следующими приёмами:
1. Потренировать слова, которые необходимы в ежедневном общении ("Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста" - можно составить список), хорошо помогает запись этих слов на магнитофон и прослушивание своей речи для уверенности в том, что это вполне благозвучно и может быть использовано. Поставить себе задачу произносить эти слова правильно.
2. Выбрать "час правильной речи" в общении с близкими, лучше не предупреждать их, т. к. начнут вслушиваться, давать советы, возможно, это помешает больше, чем поможет.
3. Устраивать себе тренинг правильной речи при обращении к человеку, который Вас не знает, ничего не знает о вашей обычной речи (это поможет Вам не смущаться) - в разговоре с продавцом, в театральной кассе и пр.
4. Составить программу занятий (1. закрепление звуков в слогах; 2. в словах; в предложениях; 3. в скороговорках, четверостишьях; 4. в текстах; 5. в речи) и наметить примерный срок по времени, с которого Вы начнёте правильно говорить в повседневном общении. Мне представляется, что для Вас достаточно недели на каждый этап.
5. Петь песенки с "караоке" или самостоятельно, контролируя при этом правильное произношение звуков.
Идеальной, с моей точки зрения, изданной методикой является книга И. И. Ермаковой "Коррекция речи и голоса у детей и подростков", хотя она более ориентирована на специалистов. Отправлю Вам на мейл несколько страничек сканера речевого материала, но несколько позднее - через денёк.
Удачи Вам.