Улыбки наших детей

Объявление

Здравствуйте!

Этот форум был создан для общения родителей, родственников, друзей и самих детей с диагнозом "незаращение верхней губы и/или неба". Здесь вы найдете информацию о лечении, кормлении, воспитании детишек с таким диагнозом.

Доводим до вашего сведения, что форум частично закрыт и читать его полностью могут только зарегистрировавшиеся пользователи, полностью заполнившие весь свой Профиль. Гостям доступны несколько разделов форума, прочитав которые, они смогут решить для себя - нужен им этот форум или нет. Поэтому просим всех зарегистрированных пользователей пройти в свой Профиль, в раздел Дополнительно, где ответить на тамошние вопросы. А также обязательно заполнить поле "Местожительство". Для примера можно посмотреть профиль модераторов и админа. Нас становится много и ориентироваться по памяти кто есть кто с каждым днём всё труднее и труднее. Заглядывая друг к другу в Профиль, мы будем лучше узнавать друг друга, а следовательно, давать быстрые и правильные ответы.

С уважением администратор и модераторы форума


Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Улыбки наших детей » Консультации специалистов » Задаем вопросы логопеду


Задаем вопросы логопеду

Сообщений 1 страница 30 из 546

1

К нам пришел врач-логопед Терри Минни.
Пожалуйста, давайте задавать вопросы.

Начну я. :)
1. С какого возраста можно уже начинать заниматься с логопедом?
2. Помню, что у нас были трудности с глухими/звонкими "б/п", "т/д". Может их можно начинать учить малыша еще до того, как приглашать логопеда?

2

Какие есть упражнения для тренировки (дефференциации) ротового выдоха? Ване сделали операцию на небе поздно - в 8 лет - согласные мы до этого тренировали с зажатым носом. Но и после операции струи через рот пока не получается. Есть ли приемы?

3

Да нельзя складывать в копилочку упражнения! Они подбираются индивидуально, их выполнение обязательно должно быть показано логопедом: будете дуть с усилием, прерывисто, ненаправленно - только вред от таких упражнений.  То же касается и упражнений для языка. Камушки в бутылочку, конечно всем можно складывать, но это  совсем из "другой оперы".

4

Фразовая речь для девочки к 2.3, мальчиков - к 2,5 - не редкость. В речь все входят по -разному. Так же, как кто-то не ползает, а сразу ходит. Кто -то говорит сначала отдельными словами, а кто-то сразу предложениями. Но важно отличать обычную темповую задержку от нарушения речи, что в этом возрасте довольно сложно...

Отредактировано nat3654 (2011-08-31 03:08:55)

5

nat3654
Хорошо, что у нас появился специалист! Спасибо, что пришли.
Скажите, пожалуйста, как Вы считаете, не вредит ли нашим деткам раннее изучение букв, попытки научить читать, изучение иностранных языков?
И если не трудно - скажите Ваше мнение по этому поводу и для тех, кого оперировали рано, и кого оперировали (небо) в возрасте около 3 лет.

6

Буквы показывать можно тогда, когда ребёнок правильно произносит звук, обозначаемый этой буквой. Например, когда логопед вас заверил, что гласные звуки и некоторые простые согласные ребёнок произносит правильно в самостоятельной речи,  можно показать и буквы. Если ребёнок ещё не научился произносить эти звуки правильно, вы  закрепите неправильное произношение, переучивать труднее, чем научить заново. Если, например, вместо /к/ - "щёлкающий", глоточный призвук, букву показывать нельзя.  Достаточно нескольких гласных и согласных:  с несколькими гласными и парой правильно произносимых согласных можно научить читать слоги и слова. Хотя логопеды считают, что это далеко не первоочерёдная задача: если у  ребёнка сформирован к 4-5 годам навык звукового анализа, научить читать - дело нетрудное. И к 8-9 годам будут читать одинаково успешно и те, кто научился в 4 года и те, кто научился в 5-6. Своего собственного ребёнка я научила читать рано, и это ему во многом помогает (и мне :) ) - можно занять его чтением, меньше времени на подготовку домашних заданий, но это не обеспечит ему преимущество по отношению к тем, кто читать научился в 6 лет.
Иностранный язык тоже можно учить, когда родной язык без проблем.  А универсальных советов в зависимости от возраста операции дать невозможно - нужно оценивать состояние речи. Повезло, нет проблем - стоит забыть про логопеда после нескольких консультаций и учить чему угодно. Есть нарушение речи - тогда вопрос выливается в кучу следующих вопросов о тяжести нарушения, его причинах и т.д.

Отредактировано nat3654 (2007-07-15 00:24:38)

7

nat3654
Спасибо!
А что Вы можете посоветовать родителям из двуязычных семей? Вот, у нас тут есть мамы из Германии. Их дети болтают и по-немецки, и по-русски.

8

Хочется очень добавит вот что - к сожалению, у ВУЗов, готовящих логопедов, нет возможности на практике и подробно познакомить студентов с современными методиками лечения, показать детей в большом количестве (вход студентов-педагогов в мед. стационары организовать не просто), поэтому у них присутствует стереотип - "есть расщелина - обязательно есть нарушение речи" (ведь лет пятнадцать назад, когда нёбо оперировали в нашей отдельно взятой стране после 14 лет, это так и было). Во многих статьях в последнее время присутствуют данные о том, что речевое развитие детей, оперированных в возрасте до начала активного формирования речи, может приближаться к естественному и часто речь развивается нормально. Но в это далеко не все вникают. И потом, может быть нарушение речи, связанное с расщелиной, а может наслаиваться дизартрия при полностью нормальном тембре голоса и отсутствии носовой утечки. Вы можете самостоятельно оценить, возможно ли формирование правильной речи и нормально ли функционирует нёбо в раннем возрасте (2-3 года) в послеоперационный период следующим образом: если ребёнок в речи произносит правильно (примерно правильно) только гласные звуки и звуки "М", "Н", пытается наморщиванием носика компенсировать утечку воздуха в нос во время речи, согласные звуки артикулируются на уровне глотки ( "щелкающий звук") - есть серьёзный повод для тревоги и как можно более ранних занятий с логопедом. Если вы слышите и видите абсолютно точно, что в речи есть "чистенькие" звуки "п", "т",  "ф" или более "трудные" "к", "г", "с", "з", "ц", "ш", "ж", "ч", "щ", "р" - отлично! Прогноз благоприятный.

Отредактировано nat3654 (2011-08-31 03:11:14)

9

Ну нельзя же искусственно изолировать, оградить ребёнка от той речевой среды, в которой ему предстоит жить! Конечно, несмотря на пусть даже прогнозируемые трудности, ребёнку стоит предлагать оба языка. При этом лучше, если каждый из родителей обращается к ребёнку на своём родном языке (чтобы в перспективе облегчить различение двух языков).
Это ведь необходимость, а не прихоть мамы (прихоть - это изучать иностранный язык в раннем возрасте, живя в России и  не имея в семье  необходимости  обеспечить полноценное общение с говорящими на других языках). Оговорюсь только, что при сопутствующих серьёзных проблемах с пониманием речи и задержкой развития я бы предложила ориентироваться на какой-то язык преимущественно.

Отредактировано nat3654 (2008-01-20 01:50:32)

10

nat3654 написал(а):

в послеоперационный период следующим образом: если ребёнок в речи произносит правильно (примерно правильно) только гласные звуки и звуки "М", "Н" - есть серьёзный повод для тревоги

А если до операции ребенок произносит только эти согласные, волноваться рано и надо ждать операции на небе?

11

В целом, да. Речь можно будет сформировать при функционально полноценном нёбе.
Я бы сказала, что не нужно изобретать велосипед, а нужно оперировать - устранять причину речевого нарушения.
Если у ребёнка до операции появилась развёрнутая фразовая речь, навык неправильного голосоведения закрепился, прогнозируется необходимость логопедических занятий.
Если по каким-то причинам (не допускают  по медицинским показаниям) операция надолго откладывается, нужно обсуждать с логопедом возможность дооперационных занятий.

12

nat3654
Спасибо!

13

nat3654, скажите пожалуйста у меня сынуля без проблем выговаривает букву Л в сочетании с гласными Я И Е Ю И, а с А и О не может, таже проблема с буквой Р, в сочетании с Т и Д хорошо вибрирует, а в сочетании с другими гласными и согласными та же проблема. Не могли бы пояснить в чём причина.

Отредактировано allias (2007-02-01 00:16:15)

14

Это не один и тот же звук. Мягкий звук /л’/, а именно он слышится в слогах «ля, ле, лё, лю, ли», обычно появляется в речи в числе первых. Твердый /л/ (он слышится в слогах «ла, ло, лу, лы») отличается от мягкого не только по звучанию, но и по положению языка.
Он появляется позднее, к 5-6 годам.
Дело в том, что положение языка во время кормления ребёнка грудью или из соски ну совсем не готовит к произнесению звука /л/. Артикуляционный аппарат должен «дозреть» до этого звука.
А если ребёнок приноровился заменять его звуком похожим на /в/, то может и не «дозреть» - понадобится краткий курс занятий.
Можно попробовать следующие подготовительные упражнения:
1. «Часики».
Это упражнение помогает отдифференцировать «острый» кончик языка.
Описание:
Губы растянуты в «улыбке», рот полуоткрыт, тонким кончиком языка дотрагиваться до одного угла рта, потом до другого. Можно выполнять под счёт до 5, когда упражнение хорошо освоено.
Получается – тогда упражнение
2. «Пароход гудит».
Губы растянуты в «улыбке», «острый» кончик языка зажать передними зубками, не отпускать, гудеть: «ы-ы-ы».
Полезно выполнять лёжа. Важно, чтобы ребёнок именно старался произносить «ы-ы-ы».
Что касается «р» в сочетаниях «тр, др», если вы занимались с логопедом, это нормально для работы над звуком. Постепенно дойдёте до следующих этапов.
Дети разные. Один за пару недель освоит звук на уровне самостоятельной речи, с другим придётся надолго задержаться на этапе слога.
Если же ребёнок сам начал произносить этот звук, оставьте его в покое, не заостряйте внимание, он сам всё освоит.
Таким образом, не считается недостатком звукопроизношения отсутствие в речи звуков /л/ /р/ для детей до 5 лет. Имеют право.

15

Cпасибо большое за подробный ответ, мы действительно занимаемся с логопедом и она довольна результатами, говорит, что полностью воостановлен поток воздуха, думали что придётся подрезать уздечку, но сейчас говорит, что скорее всего сама растянется, она ему массаж языка делает каждое занятие. Самое главное он сам очень старается, сам тренируется,  и каждый раз добивается лучших результатов, такой маленький , а такой упорный, т.т.т Гнусавости у нас нет, хотя операцию сделали в 2,5 года, он громко говорит, и звуки получаются звонкие. Скажите пожалуйста, а шипящие возможно поставить правильно, пока не сделана костная пластика, там ведь воздух уходит и получаются свистящие звуки?

16

Уж если /р/ поставили, шипящие поставить можно. Детям в период выпадения молочных зубов при отсутствии резцов - и то получается.

17

nat3654, спасибо за ответы. **7

18

Ув.Терри-Минни!Подскажите как понять или как определить,полностью ли восстановлен поток воздуха через рот у ребенка?Ну допустим в в дудочку мы дудим,громко,папа ,кака,дядя,вова,баба,сися,фук,титя(тихо)-мы говорим,

nat3654 написал(а):

в речи есть "чистенькие" звуки "п", "т", "К", "ф"

,ну и дугое тоже говорим,но вот проблема:когда говорит фразу,то говорит в осномном гласными:абаа ади к каке(собака иди к маше),как научить не проглатывать согласные,которые она по отдельности говорит хорошо,а в фразах плохо?

19

Вот с этого места - уже к логопеду. Тут не универсальные советы нужны, а исходящие из состояния речи данного ребёнка в данное время. Судя по уже произносимым звукам и возрасту ребёнка, всё неплохо. Собственно, с логопедом  можно заниматься в этом возрасте (если верить профилю, ребёнку почти 3,5). Возможно, речь для её возраста в пределах нормы, ведь некоторые звуки она просто ещё "имеет право" не произносить.
"Восстановлен ли поток воздуха?" - вопрос не совсем правильный. "Полноценно ли функционирует нёбо " - это главное, это база, на которой строится далее формирование правильного голосоведения и звукопроизношения... Судя по произносимым звукам (если предположить, что вы верно определили на слух их правильность), нёбо функционирует нормально. Продолжать упражнения на развитие направленного ротового выдоха - важно и нужно до момента формирования произношения всех звуков. Дудочка - вариант, но полезнее и нужнее упражнения на развитие ненапряженного, длительного централизованного выдоха. Дуйте в сломинку для коктейля, попытайтесь положить кусочек соломинки по средней линии языка, слегка прижав зубками и подуть ещё  раз. Это посоветовать можно, но в целом, повторяюсь,  в настоящее время пора предъявить ребёнка логопеду.

20

nat3654
А как научить ребенка после операции пользоваться небом? Нам год и почти три, после операции прошло 3 недели. Новых звуков нет совсем и ребенок упорно не желает пользоваться небом.

Отредактировано ЯМаша (2007-05-11 21:36:07)

21

У нас такая проблема - в 5 лет произносит правильно М, Н, мягкую Л, иногда проскакивает В. На твердом небе есть еще незакрытые дырочки в переднем отделе. Возможно ли сейчас поставить некоторые звуки? Или придется ждать до полного закрытия дефектов? С логопедом занимаемся с 3,5 лет. Заранее спасибо

22

ЯМаша.
3 недели после операции - срок небольшой. Отёк  не мгновенно спадает. Специально для нёба в этом возрасте - развитие направленного ротового выдоха, произнесение гласных, если ребёнок делает это по подражанию (последовательность работы описана в по-прежнему остающейся оптимальной при коррекции речи при расщелине кн. "Коррекция речи и голоса у детей и подростков" И. И. Ермаковой, уже упоминавшейся  на сайте. Ищите в книге сразу методику работы после операции. Конечно, для годовалого ребёнка адаптировать это сложно, но полезно и для Вас осознать, чего нужно добиваться). Если не делает по подражанию, можно попробовать вызвать нужный для стимуляции нёба звук \а\, прикладывая к своему рту красный круг, по размеру соответствующий хорошо раскрываемому рту:
-А-А.
Так можно укачивать куклу, изображать удивление или радость.
Можно специально стимулировать повторение зевания - очень хорошо нёбо двигается. Отправлю Вам в личку ещё одну ссылку.
И ещё. Как заклинание. Это не занятия, это для ребёнка игры, выбирайте удобные ситуации, не переусердствуйте - откажется от любых попыток повторять за вами. Преувеличивайте Ваше восхищение, привлекайте к играм других членов семьи, любимые игрушки.

Отредактировано nat3654 (2007-05-19 03:04:43)

23

besya:
"У нас такая проблема - в 5 лет произносит правильно М, Н, мягкую Л, иногда проскакивает В. На твердом небе есть еще незакрытые дырочки в переднем отделе. Возможно ли сейчас поставить некоторые звуки? Или придется ждать до полного закрытия дефектов? С логопедом занимаемся с 3,5 лет."

Не берусь давать советы по данному вопросу заочно: не знаю, в каком возрасте выполнена операция на нёбе, какого размера остаточный дефект, не могу оценить подвижность нёба и возможность достижения активного замыкания, не имею данных о состоянии слуха ребёнка, наличии - отсутствии сопутствующей неврологической симптоматики и пр. пр.
От логопеда из европейского центра лечения расщелин слышала: "Только после полного закрытия всех дефектов на нёбе - выводы о возможности формирования правильной речи".

Чтобы исключить утечку через остаточный дефект переднего отдела, если он большой, можно ведь и пластинку  с ортодонтом сделать. В моей практике такие случаи были - пришёл ребёнок с большим остаточным дефектом в переднем отделе твёрдого нёба, закрывать который хирург решила в подростковом возрасте лоскутом с языка -  ортодонт сделал пластинку для исключения утечки воздуха. Речь за полгода занятий стала приличной, различие "с пластинкой" - "без пластинки" было очевидно (замечу в скобках, что сейчас мальчик получает профессию преподавателя иностранного языка).

Тут важно определить причину отсутствия динамики: нёбно-глоточная недостаточность (плохо работает нёбо), утечка воздуха через остаточный дефект, неэффективная методика логопедических занятий и пр. Это и при личном контакте не всегда можно с уверенностью определить сразу, нужны "диагностические"
занятия с ребёнком, а уж заочно - не реально.

Отредактировано nat3654 (2007-07-24 00:37:00)

24

Внесу небольшую поправку к собственной реплике. Я написала, что "полезнее и нужнее упражнения на развитие ненапряженного, длительного централизованного выдоха". Безусловно. Но, если ребёнок отказывается дуть вообще, наотрез, пусть будут и дудочка, и задувание свечи, и что угодно, позволяющее сформировать навык, потом начнём этот навык "оттачивать" до нужного нам ненапряжённого, длительного.

25

nat3654
Спасибо!

26

nat3654 написал(а):

не считается недостатком звукопроизношения отсутствие в речи звуков /л/ /р/ для детей до 5 лет. Имеют право.

спасибо большое! а то я уже начала беспокоиться. Моему 3 года, в 3 месяца прооперировали  губу, в 2 года - небо. Носил обтуратор до операции на небе. Сейчас начали учиться читать, и я стала замечать, что он плохо произносит "л" и "р". То есть в речи, когда болтает, а болтает он очень много на любую тему  :lol: , это не бросается в глаза, так как понятно, что говорит. А вот когда стали слоги произносить, тут-то я и забеспокоилась. Сейчас перед сном я попыталась объяснить как произносить "л", показала на себе. Вроде бы ребенок понял, что нужно острым кончиком языка касаться верхних зубов изнутри. Один раз даже получилось нормально.
Мне нужно продолжать учить как произносить или оставить ребенка в покое? Ему заниматься нравится, а я устаю :( . Ему же нужно чтобы мама смеялась, улыбалась, кривлялась, тогда он в восторге и все повтораяет. Может быть я зря паникую, раз фора до 5 лет есть?

27

Если вас беспокоит только неправильное произношение звуков /р/, /л/ и вашему ребёнку немногим более 3-х лет - поздравляю, это прекрасная речь для его возраста!
По подражанию можно пробовать вызывать простые звуки, к которым уже готов артикуляционный аппарат ребёнка, но вот звуки /р/ /л/ в 3 года по подражанию (т. е. "сделай как я") вызывать не советую - может получится и закрепиться горловой ("картавый") звук /р/, да и к /л/, возможно, ребёнок ещё не готов. Традиционно рекомендуют в этом возрасте развивать умение слушать и различать звуки (чтобы понял, как устроены слова - из отдельных звуков, стремился приспособить своё произношение под образец), готовить язычок к правильному произношению звуков (что вы и пытались делать).  Для развития умения слушать и различать звуки - примерных упражнений пруд пруди, в том числе, в интернете. Для подготовки язычка конкретно к звукам /р/ /л/ рекомендую упр:
Для звука /р/:
Пальчик - на нижние зубки (это чтобы ротик точно был открыт достаточно широко). Язычок - поднять за в. зубки и "стучать" язычком за верхними зубами, произносить "д-д-д". Или "дын-дын-дын". Лучше с зеркалом.
Для звука  /л/: тонкий кончик языка (предварительно лучше отработать его в упр. "часики" - кончик языка движется от одного угла рта, к другому) поднять за в. зубки и, не убирая, гудеть: ы-ы-ы. Трудно - можно просто зажать тонкий кончик языка зубками, не отпускать, гудеть ы-ы-ы.
Старайтесь делать это, как вы  и пробуете, в форме игры - "чтобы мама улыбалась, смеялась, кривлялась"http://www.kolobok.us/smiles/light_skin/dance4.gif . Иначе ребёнку быстро надоест. Всё, что в этом возрасте на "ура" проходит как игра, может вызвать отпор при установке "Сядь прямо. Это занятия". Только очень добросовестные девочки некоторое время могут выдерживать такой стиль. Да и не переусердствуйте с количеством упражнений. Поиграть с язычком перед сном, как вы и делали, достаточно. Можно и не каждый день. Можно и вообще с упражнениями не приставать. Вы точно успеете разобраться с парой звуков и после 5 лет, если ещё будет необходимость.
Хорошо бы подтвердить у логопеда, что только эти звуки ещё не сформированы - родители не всегда слышат точно (Это общий совет. Вы, насколько я поняла, наблюдаетесь у логопеда).
  Удачи.

Отредактировано nat3654 (2007-08-01 14:43:09)

28

nat3654 написал(а):

Хорошо бы подтвердить у логопеда, что только эти звуки ещё не сформированы - родители не всегда слышат точно (Это общий совет. Вы, насколько я поняла, наблюдаетесь у логопеда).

Спасибо большое за ответ! :) наш логопед, специалист по деткам с расщелинами, сказала нам расслабиться и приходить через год. По ее словам все хорошо, тем более что ребенок ходит в логопедический д/с - "там и на учат". Я хотела нанять логопеда на дом, но она нас отговорила, говорит, что нет пока недобности, слишком маленький ребенок. Я, наверное, сумашедшая мамаша? :D Не знаю, чтобы  еще такое с ребенком сделать? как позаниматься :) скоро родим второго, отстану от первого

29

Думаю, что знаю, кто вас наблюдает и уверена в большом опыте и квалификации Е. А. Заниматься с деткой можно ну массой полезных вещей ,  http://www.kolobok.us/smiles/artists/laie/Laie_36.gif если хочется, конечно, занимайтесь - всё, что заложено в раннем возрасте неизбежно приносит дивиденды в будущем. А заниматься можно многими очень  важными делами - рисованием, развитием познавательной сферы, подвижными играми и пр. http://www.kolobok.us/smiles/artists/laie/Laie_40.gif
Разных книжек и советов для этого масса. Можно, если не лень, доехать до ДК Крупской - там изобилие. Игры я видела, в частности, на 2-ом этаже справа,  книжки с наклейками на разную тему (увлекательно, интересно, полезно)видела повсюду (например, "дошкольный проект" изд-во РОСМЭН серия развивающих книг для детей от 3 до 6 лет мне показался интересным. Даже своему 8-летнему купила из этой серии "Время". До сих пор любит всё это приклеивать, рассуждать куда и почему нужно наклеить. Для 3-4 лет рекламируется выход кн. этой серии "Первые уроки", но в руках не держала, не расскажу подробнее. Там книг много, нужно смотреть, что для трёхлетки.) Можно книжки с обводкой через кальку ("обведи и раскрась через кальку"), собственно, купить кальку и обводить крупные картинки можно и самим. Детям обычно нравится, развивает следящее движение глаз, графические навыки. Есть серия "Обучающие пазлы" для чтения и математики. Для чтения мне нравился набор для 3-4 лет, дальше так себе. Наконец, ежевечернее чтение сказок на ночь и беседа по прочитанному - залог любви к книгам в будущем.

Отредактировано nat3654 (2007-08-01 14:34:02)

30

nat3654 написал(а):

Думаю, что знаю, кто вас наблюдает и уверена в большом опыте и квалификации Е. А.

да, мы у Елизаветы Абрамовны :)


Вы здесь » Улыбки наших детей » Консультации специалистов » Задаем вопросы логопеду